Регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, осуществляется консульскими загранучреждениями Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации "Об актах гражданского состояния" (в ред. Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ, от 29.04.2002 N 44-ФЗ, от 22.04.2003 N 46-ФЗ, от 07.07.2003 N 120-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, утвержденным приказом МИД России от 29 июня 2012 года № 10490 и зарегистрированным в Минюсте России 31 августа 2012 г. № 25341 .

  Государственная регистрация актов гражданского состояния в отношении лиц, один из которых состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой - иностранный гражданин, в российских консульских загранучреждениях не производится.

  В случае утраты свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданного в консульском учреждении, по заявлению граждан выдается повторное свидетельство о регистрации акта гражданского состояния на основании хранящегося в течение календарного года в консульском учреждении первого экземпляра соответствующей актовой записи.

  В том случае, если записи актов гражданского состояния уже высланы в Объединенный архив Управления ЗАГС Правительства г.Москвы (101100, Москва, Малый Харитоньевский пер., 10) и Архив Управления ЗАГС Администрации Московской области (125438, Москва, ул. Онежская. 13), заявитель, находящийся за рубежом, вправе истребовать повторное свидетельство о регистрации акта гражданского состояния в порядке, установленном для истребования документов из Российской Федерации по дипломатическим каналам. Если заявитель находится на территории России, то он вправе самостоятельно обратиться в Объединённый архив Управления ЗАГС Правительства г.Москвы.

  • Государственная регистрация рождения

Регистрация рождения и выдача российского свидетельства о рождении производятся, если:

 - оба родителя (или единственный родитель) ребенка являются гражданами Российской Федерации (а также если отец ребенка - иностранец, но у ребенка нет на момент рождения иностранного гражданства);

Государственная регистрация рождения производится консульским учреждением по месту рождения ребенка либо по месту жительства родителей ребенка (одного из них). В случае если ребенок родился на судне, в самолете, в поезде или другом транспортном средстве во время его следования, государственная регистрация рождения производится по месту жительства родителей (одного из них) или в консульском учреждении, расположенном по маршруту следования транспортного средства.

Заявление о рождении ребенка должно быть сделано не позднее чем через месяц со дня рождения ребенка.

Для государственной регистрации рождения в консульское учреждение необходимо представить следующие документы:

1) Заявление о рождении в устной или письменной форме .

2) Один из следующих документов, являющихся основанием для государственной регистрации рождения:

- документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы (далее - медицинская организация), в которой происходили роды;

- документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо лицом, занимающимся частной медицинской практикой (далее - частнопрактикующий врач) (при родах вне медицинской организации);

- заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка - при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи (до исполнения ребенком одного года);

- решение суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной - при отсутствии документов, указанных в абзацах 2 - 4 подпункта 2 статьи 30 Административного регламента;

- решение суда об установлении факта рождения ребенка, достигшего возраста одного года и более - при отсутствии документов, указанных в абзацах 2 - 4 подпункта 2 статьи 30 Административного регламента;

- документ установленной формы о перинатальной смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом (при государственной регистрации рождения ребенка, родившегося мертвым).

3) Документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись лиц, участвующих в программе суррогатного материнства (потенциальных родителей), родителями ребенка (при государственной регистрации рождения ребенка по заявлению указанных лиц, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания).

4) Свидетельство о браке родителей или иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации заключения брака (в случае если брак между родителями ребенка расторгнут, признан судом недействительным или супруг умер, но со дня расторжения брака, признания его недействительным или со дня смерти супруга до дня рождения ребенка прошло не более трехсот дней).

5) Документ, подтверждающий факт и время прекращения брака (в случае если брак между родителями ребенка расторгнут, признан судом недействительным или супруг умер, но со дня расторжения брака, признания его недействительным или со дня смерти супруга до дня рождения ребенка прошло не более трехсот дней).

6) Документы, удостоверяющие личности родителей (одного из родителей) или личность заявителя и подтверждающие его полномочия.

ВНИМАНИЕ! В соответствии со статьёй 13 Федерального закона Российской Федерации "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 г. №143-ФЗ документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

  • Государственная регистрация заключения брака

Регистрация заключения брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак по их взаимному добровольному согласию по истечении месячного срока со дня подачи ими совместного заявления. Генеральное консульство регистрирует браки лишь в тех случаях, когда оба заявителя являются гражданами России.

Для регистрации брака необходимо представить в Генеральное консульство следующие документы:

1) Совместное заявление о заключении брака в письменной форме.

2) Документы, удостоверяющие личности вступающих в брак.

3) Документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака (в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее).

4) Разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста, в случае, если лицо (лица), вступающее в брак, является несовершеннолетним.

   Лица, вступающие в брак, подписывают совместное заявление о заключении брака и указывают дату его составления.

   В случае, если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в консульское учреждение для подачи совместного заявления, волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями. Подпись заявления лица, не имеющего возможности явиться в консульское учреждение, должна быть нотариально удостоверена.

   Форму совместного заявления можно получить в консульском учреждении.

Дата регистрации брака назначается по согласованию с сотрудником Генерального консульства во время подачи заявления.

Регистрация брака между гражданином России и иностранцем Генеральным консульством не производится.

  • Государственная регистрация перемены имени

В соответствии с Законом РФ «Об актах гражданского состояния» Генеральное консульство принимает ходатайства о перемене фамилии, имени или отчества исключительно от граждан России, достигших возраста 14 лет.

Заявление о перемене фамилии, имени или отчества принимается от заявителя при его личном обращении в Генеральное консульство. Форму заявления можно получить в Генеральном консульстве либо скачать по ссылке.

Помимо заявления необходимо также представить:

1) Свидетельство о рождении лица, желающего переменить имя.

2) Свидетельство о заключении брака (в случае, если заявитель состоит в браке).

3) Свидетельство о расторжении брака (в случае, если заявитель ходатайствует о присвоении ему добрачной фамилии в связи с расторжением брака).

4) Свидетельство о рождении каждого из детей заявителя, не достигших совершеннолетия.

5) Согласие обоих родителей, усыновителей или попечителя (в случае перемены имени лицом, не достигшим совершеннолетия).

6) Решение суда (в случае перемены имени лицом, не достигшим совершеннолетия, и отсутствия согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, за исключением случаев приобретения лицом полной дееспособности до достижения им совершеннолетия в порядке, предусмотренном Законом).

7) Документ, удостоверяющий личность заявителя.

Детям от 14 до 18 лет дополнительно необходимо представить документ о согласии обоих родителей, усыновителей или попечителя (согласие оформляется при их личном присутствии в Генеральном консульстве).

Регистрация перемены имени производится после удовлетворения ходатайства в присутствии заявителя в Генеральном консульстве. При этом выдается соответствующее свидетельство, а в дальнейшем производится обмен российского загранпаспорта, а также других документов, в которые необходимо внести изменения в связи с регистрацией перемены имени.

  • Государственная регистрация установления отцовства

Основанием для гос. регистрации установления отцовства является:

Совместное заявление об установлении отцовства отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка(заполняется на специальном бланке в Генеральном консульстве) ;

Заявление об установлении отцовства отца ребенка (заполняется на специальном бланке в Генеральном консульстве), не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка, в случае смерти матери, признание ее недееспособной, отсутствия сведений о месте ее пребывания или лишения ее родительских прав, а также при наличии согласия на установление отцовства органа опеки и попечительства;

Решение суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства, вступившее в законную силу.

  • Государственная регистрация усыновления (удочерения)

В соответствии с п. 4 ст. 165 Семейного кодекса Российской Федерации – «Усыновление (удочерение) являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации ребенка, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в Российской Федерации при условии получения предварительного разрешения на усыновление (удочерение) от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации».

Основанием для государственной регистрации усыновления или удочерения (далее – усыновление) является решение суда об установлении усыновления ребенка, вступившее в законную силу.

Государственная регистрация усыновления ребенка производится по месту вынесения решения суда об установлении усыновления ребенка или по месту жительства усыновителей (усыновителя).

Гос. регистрация производится по заявлению усыновителей (усыновителя) (заполняется на специальном бланке в Генеральном консульстве). Одновременно с заявлением должно быть представлено решение суда об установлении усыновления ребенка и предъявлены документы, удостоверяющие личности усыновителей (усыновителя).

В случае, если в течение месяца со дня усыновления ребенка заявление не было сделано, усыновление ребенка регистрируется на основании решения суда об установлении усыновления ребенка, поступившего в Генеральное консульство из суда, вынесшего данное решение.

  • Государственная регистрация смерти

Для государственной регистрации смерти заявитель лично представляет в Генеральное консульство следующие документы:

1) Заявление о смерти в письменной или устной форме.

2) Один из следующих документов:

- документ о смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом;

- решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу;

- документ, выданный компетентными органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий , в случае, если смерть данного лица ранее не была зарегистрирована (в случае представления заявителем самостоятельно).


Приказ Минюста России, ФСБ России, МВД России, Минкультуры России от 30.11.2010 N 366/591/818/739 "Об утверждении форм справок о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (зарегистрирован Минюстом России 14.12.2010, регистрационный N 19179).

3) Документ, удостоверяющий личность заявителя.

Заявление о смерти должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего.

Форму заявления о смерти можно получить в Генеральном консульстве либо скачать по ссылке.

Решение суда должно быть получено в суде, вынесшем соответствующее решение.

Документ о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий, может быть получен в соответствующем компетентном органе (ФСБ России, МВД России, Минкультуры России).

ВНИМАНИЕ!

При необходимости отправки гроба или урны с прахом в Россию для захоронения на ее территории необходимо представить в Генеральное консульство следующие документы:

1. Заявление в произвольной форме лицом, сопровождающим гроб с телом (останками) или урн с прахом (пеплом) умершего;

2. Свидетельство о смерти, выданное уполномоченным учреждением страны отправления, либо медицинское свидетельство  о смерти, либо копии этих документов;

3. Акт (справка) в произвольной форме организации, осуществляющей ритуальные услуги по запайке цинковых гробов с указанием, что в них отсутствуют посторонние вложения, и с приложением описи вещей и ценностей умершего в случае их отправки вместе с телом (останками) умершего;

В соответствии с международной практикой легализация указанных документов, представляемых для целей таможенного оформления, не требуется.

Означенные докуметны, исполненные на иностранном языке, представляются в таможенные органы с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.

Навигация

   Интернет-портал Правительства Российской Федерации

Сайт МИД РФ